4 октября 2019

Мебель в стиле «Людовик отдыхает» — метко охарактеризовал ассортимент большинства мебельных магазинов Алматы (да и всего РК, чего уж греха таить) один из пользователей соцсетей. Дефицит мебели актуальных стилистических направлений навел создателей небольшой казахстанской компании Fabrica Loft на идею начать производство мебели в стилях лофт и скандинавский минимализм. И это несмотря на то, что мебельная отрасль РК сейчас не просто стагнирует, скорее пикирует.

Нет денег — нет стульев

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, объемы производства мебели в республике в 2016 году сократились на 30,4% по сравнению с предыдущим годом. Тренд на снижение отмечался и ранее — в 2015‑м объем производства также сократился почти на 17%. Пиковое значение объемов производства за последние пять лет пришлось на 2014 год. Участники рынка отмечают, что за последние пару лет ощутимо сократился и потребительский спрос. Мебель — не продукты, ее покупку можно отложить до лучших времен.

Сокращение объемов производства мебели на двузначную цифру не смутило Салтанат Вифель, генерального директора Fabrica Loft. Маркетолог и экономист, к производству мебели она никакого отношения не имела, но, обустраивая свой дом, увидела перспективу в этом направлении. «Мебельный рынок Казахстана как будто застрял в прошлом веке, и это касается даже не столько стиля, сколько ценовых сегментов, — объясняет бизнесвумен. — У нас две крайности, как раньше было в местной фэшн-индустрии. Есть или сегмент эконом, то есть мебель из ДСП, или же вы идете в салон с действительно хорошей итальянской мебелью, но это уже суперпремиум или, может, даже ультрапремиум сегмент».

Желая оформить свой дом в скандинавском стиле, Салтанат столкнулась с двумя проблемами. Во-первых, она не нашла на рынке мебель, которая одновременно устраивала бы и ценой, и качеством, а во-вторых, выбор мебели в нужном стиле был катастрофически мал. «Оказалось, что и скандинавский минимализм, и стиль лофт практически не представлены на мебельном рынке Казахстана, даже в достаточно продвинутой в плане спроса южной столице», — продолжает собеседница. В результате именно эту пустующую нишу она решила заполнить, открыв собственное мебельное производство.

Работать начала в партнерстве с уже существующим крупным столярным цехом, так что проблема с поиском мебельщиков-профессионалов даже не появилась. Из технического оснащения совместно с партнерами закупили только оборудование для тонкой работы с металлом, позволяющее резать и шлифовать металл так, чтобы не было видно грубых швов. Необходимость в таком приобретении возникла, поскольку металлические конструкции — непременный элемент стиля лофт.

Родное дерево

Fabrica Loft вышла на рынок весной 2017 года и пока у нее только один торговый зал в Алматы, в ближайшие два-три года компания хочет открыть еще по филиалу в Алматы и Астане. Сейчас на торговой площади представлены серийные изделия нового производителя, но есть и производство на заказ. Среди серийных образцов сам производитель выделяет стол из массива карагача. «Карагач — родной для нас материал, это казахстанский материал. Массив карагача есть и в Казахстане, и в Кыргызстане, но я не увидела на рынке, чтобы производители активно его использовали. Хотя этот материал ценится и в Европе, и Северной Америке. Смотрите, сколько у него плюсов: красивая текстура, износостойкость, он терпит влагу. Это то дерево, которое нам обязательно нужно использовать, и мы в своих изделиях применяем и массив, и шпон карагача», — рассказывает г-жа Вифель, добавляя, что спрос на такие изделия есть.

Стол Square из массива карагача — гордость Fabrica Loft еще и потому, что продукт в чистом виде made in Kazakhstan: и карагач отечественный, и металл казахстанского производства. «Массив такого стола из европейских материалов будет стоить в пять, а то и шесть раз дороже», — уверена бизнесвумен. Она считает, что модели с использованием карагача — хороший пример импортозамещения, но пока для продукции компании это скорее исключение, чем правило. Как и все казахстанские производители мебели, Fabrica Loft импортирует большую часть сырья — фурнитуру, закладные детали, шпон.

За несколько месяцев присутствия на рынке Fabrica Loft уже обзавелась определенным кругом клиентов, как частных, так и корпоративных. Последние делают заказы для офисных и торговых центров. В компании надеются, что число потребителей, которые устали от помпезности и хотят стильных прямых линий, будет только расти. «Принято считать, что лофт — это стиль, который востребован только молодежью, у которой нет денег на дорогие изделия. Но это миф. И лофт, и минимализм сейчас очень востребованы, потому что многие устали от канделябров, гипсовой лепнины, хрустальных люстр. Люди хотят четких простых линий. Другой вопрос, что лофт начался в Казахстане со своего неряшливого варианта, когда, например, используются европаллеты, чтобы изготовить основы для кресел и диванов. И это как раз сработало на то, что лофт и минимализм — это дешевый стиль. На самом деле минимализм — это форма, а наполнение может быть разным. Мы даже стиль своих изделий порой называем “причесанный лофт”. Потому что на самом деле это аккуратные износостойкие изделия, которые сделаны из очень прочных, натуральных, добротных материалов», — говорит Салтанат Вифель. Основные клиенты компании — люди в возрасте от 30 до 40 лет, которые много путешествовали и знают этот стиль. С другой стороны, это самое платежеспособное поколение, готовое, например, заплатить за кухню от Fabrica Loft 1,5–3 млн тенге. Этот клиент покупает кухню не для маленькой квартиры, а для жилья в новостройке, где площадь кухни начинается от 15 кв. м и больше.

Мал, но удал?

Работа на low-premium сегмент — осознанный выбор Fabrica Loft, с учетом того, что во время ухудшения экономической ситуации продажи, как правило, в первую очередь сокращаются в среднем ценовом сегменте — он наиболее чувствителен к падению покупательского спроса. Кроме того, г-жа Вифель предполагает, что именно в low-premium сегменте стили лофт и минимализм будут наиболее востребованы.

Признавая, что у зарубежных производителей потенциальные клиенты Fabrica Loft тоже могут найти мебель в приглянувшемся им стиле, она видит преимущество своей компании в скорости производства: «У нас на складе есть заготовки для серийных моделей, например, столов, чтобы мы могли производить их очень быстро. А доставку из-за рубежа придется ждать недели, если не месяцы, даже от азиатских, не говоря уже о европейских поставщиках». Более того, в большие объемы продаж мебели через интернет она тоже не слишком верит — казахстанцам пока все еще важно посмотреть и потрогать изделие перед покупкой.

В той рыночной нише, которую выбрала для себя Fabrica Loft, компания в перспективе вполне может стать импортозамещающей, составив конкуренцию иностранным дизайнерам, и, вполне возможно, превратиться в модного отечественного производителя мебели. Во всяком случае, у небольшой компании шансов на это пока на казахстанском рынке больше, чем у более масштабного мебельного производства, которое сейчас в РК ориентируется, во-первых, все-таки на предпочтения большинства, а во-вторых, в основном на экономсегмент.

В статданных можно увидеть, что за последние пять лет доля средних предприятий в мебельно-производственной отрасли снизилась (крупных там нет уже давно), а вот число предприятий малого бизнеса растет (см. график 2). Правда, рассчитывать на то, что все новые мебельные компании выбирают в качестве поля деятельности пустующие ниши, не приходится. По статистике Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, только треть из всех казахстанских производителей являются реальными, то есть имеют производственные мощности, а действительно активны из семи сотен компаний-производителей мебели меньше половины. Более того, проведенный пару лет назад анализ показал, что многие новые компании создаются не для того, чтобы, как Fabrica Loft, захватить пустующие ниши, а специально под тендеры: как только конкурс проходит, компанию закрывают.
 

Экологичная мебель в Алматы

Источник: expertonline.kz

Вернуться на уровень выше